To English

Творчество художника Михаила Пивоварова

Просмотров: 5801
Елена Наследкова
Мировое искусство не может не питаться темой вечности. Во все времена художников интересовала дилемма отношений человека и вселенной, его места в этом бренном мире и, собственно, то, как мироздание воспринимает это самое человечество. Взаимоотношения в направлении человек-вечность развиваются в работах казанского живописца Михаила Пивоварова в контексте мягкой иронии и лёгкого юмора. Ну а как иначе, когда собеседники пребывают в разных весовых категориях? Но этим и интересны его жанровые композиции, доходящие до наивного и иногда грустного сюра.
Мировое искусство не может не питаться темой вечности. Во все времена художников интересовала дилемма отношений человека и вселенной, его места в этом бренном мире и, собственно, то, как мироздание воспринимает это самое человечество.
Взаимоотношения в направлении человек-вечность развиваются в работах казанского живописца Михаила Пивоварова в контексте мягкой иронии и легкого юмора. Ну, а как иначе, когда собеседники пребывают в разных весовых категориях? Но этим и интересны его жанровые композиции, доходящие до наивного и иногда грустного сюра.
Михаил Сергеевич Пивоваров родился в 1971 году в городе Болгар (с 1976 живет Казани). В 1994 закончил Казанский государственный университет. С 1998 участник выставок в России и за рубежом. В 2008 работал художником-аниматором киностудии им. Горького (проект «Колыбельные мира»). С 2011 член Союза художников России.
 
 
Человек раннего Возрождения
Исследователи отмечают в произведениях М. С. Пивоварова преемственность традиций искусства раннего Возрождения, творчества А. Модельяни, российских художников–семидесятников, создававших работы в духе примитивизма. Сочетание, стоит сказать, весьма любопытное, но оправданное. И вот почему.
Основной объект живописания мастера – человек. Именно через фигуру человека художник выстраивает свое миропонимание. Но человек этот у Пивоварова престраннейщее создание.
Пропорции его всегда тяжеловесны. Тут вспоминается Джотто (Джотто ди Бондоне - итальянский художник периода Раннего Возрождения (ок.1267-1337) с его округлыми и мощными, крепко стоящими на земле фигурами. Например, в произведениях «Берег» и «Игра» у персонажей короткие руки, ноги, шеи, массивная голова, иногда цвет их тела приобретает терракотовый оттенок, что делает их похожими на большие скульптуры.

 
«Берег» Михаил Пивоваров                                                                               «Игра» Михаил Пивоваров
 
Человек – центр вселенной. Большой и тяжёлый. Этот центр не так-то просто «cдвинуть». Сами композиции работ выстроены по принципу главенства горизонталей и вертикалей, часто художник придерживается зеркальной симметрии в визуализации художественного образа, как например, в картинах «Затянувшийся ремонт», «Под деревом» и «Наш папа улетел».


«Затянувшийся ремонт» Михаил Пивоваров               «Под деревом» Михаил Пивоваров              «Наш папа улетел» Михаил Пивоваров
 
Даже мифические герои предстают в картинах М.С. Пивоварова «очеловеченными» до предела. Так в картине «Русалка» персонаж уподобляется женщине настолько, что и хвост её – это уже не хвост, а, практически, женские ноги. Её задумчивая грусть на фоне зарослей пруда – типично женская, которая, кстати, ещё и отсылает нас к классическому в мировом искусстве образу купальщицы. Или же «Ангел», образ которго в картине М.С. Пивоварова преобразуется в некоего серьёзного ребёнка, погружённого в размышление. А вот странные мифические «Птички»  с человеческими лицами и буднями человеческой семейной жизни, где папа улетает утром на ответственную работу с явно бюрократической должностью, а мама – печальная красавица, ежедневно ждёт его дома и высиживает яйца.

 
«Русалка» Михаил Пивоваров

 
«Ангел» Михаил Пивоваров                                                                                                          «Птички» Михаил Пивоваров
 
Наконец, возвращаясь к влиянию раннего Возрождения, можно заметить, как оно прослеживается напрямую в работах именно «возрожденческими» образами и стилистикой, как в произведении «Библиотекарь». Или в работе «В кафе», где чинные девушки с лицами в духе Модельяни уподобляются колоннам на заднем плане, словно благородные древнеримские патрицианки.

 
«Библиотекарь» Михаил Пивоваров


«В кафе» Михаил Пивоваров
 
Ренессансное искусство показывало отношения человека и вечности через разные плоскости жизни: вечное буквально cквозило во всём земном, будь-то бытовая сцена, или даже натюрморт. А что же с произведениями М.С. Пивоварова? Художник пытается понять смысл жизни, ищет себя и место человека вообще в нашем мире. Поиск этот происходит через осознание повседневной жизни, бытовой, профессиональной, понятия семьи, любви и искусства.
 
Поиск смысла в быту
Темы дворовой жизни, обращение к современному будничному существованию прослеживаются в таких произведениях, как «Тайное голосование»  или «Плутовство», где человек, имеющий свободное волеизъявление и, находясь среди красоты, всё равно проявляет обратное. Автор подмечает это иронично и, порой, гротескно. В этом диалоге со вселенной человек остается безучастным, словно «Под мухой» или «В метро», словно бы не замечает, как часто сам Бог может оказаться (или лишь померещиться) в фигуре обычного посетителя ресторана, как в работе «Человек! Счет!»

 
«Тайное голосование» Михаил Пивоваров


«Плутовство» Михаил Пивоваров

 
«Под мухой» Михаил Пивоваров

 
«В метро» Михаил Пивоваров


«Человек! Счет!»

 
Любовь: мир на двоих
Здесь уже двое пытаются постигнуть грани мироздания, находясь в состоянии хотя бы временной, но приближенности к вечному, отделиться от остальных («Весна») и погрузиться в иное пространство, как в работе «На скамейке», где пара буквально прорастает травами, окружающими их (орнаменты на одеждах). Тем самым, у нас вдруг возникает умозримое единение зрителя со всем миром через единение двоих, которое как бы невзначай приоткрывается нам.

 

«Весна» Михаил Пивоваров



«На скамейке» Михаил Пивоваров
 
Человек и его профессия
Вот здесь человек преображается. Не зря у Пивоварова многие работы посвящены теме профессии, и даже, вернее сказать, теме призвания. В картине «Море зовет» моряк уподобляется и созвучен зову моря; «Архитектор» – человек свободный, созерцающий и вдумчиво создающий; «Вратарь» превращается в некоего защитника скульптурных девушек с веслом – муз культурного пространства. Жест прижатия мяча к груди говорит об искренности намерений вратаря и его преданной любви к его делу.

 
«Море зовет» Михаил Пивоваров

 
 «Архитектор» Михаил Пивоваров



«Вратарь» Михаил Пивоваров

 
Обращение к классике
Этот путь, конечно же, наиболее близкий и прекрасный, поэтому автор обращается к вечным и классическим темам, апеллируя к тому, что знакомо нам, как зрителям. Библейские сюжеты, образы сразу выводят разговор об отношениях человека и мира в духовную плоскость. И искусство, таким образом, вдруг превращается в эдакую «дорожку к вечному». Так, в картине «Вавилон» художник оставляет только лишь искусство в качестве доступного человечеству универсального языка всех времен и народов.
Произведение «Рождество» – разговор о брошенности человека во вселенной и одновременно его избранности высшими силами: нагой, беззащитный персонаж Младенца и отделен от всего и всех, и выделен и преподнесён на первый план.
Работа «В пути» в буквальном смысле воплощает, материализует Священное писание, представляя сюжет «Бегство в Египет», через образ священного семейства, подгоняемого летающими свитками древнего текста. Это текст и торопит уйти от смертельной опасности, и защищает, и направляет.

 
«Вавилон» Михаил Пивоваров

   
«Рождество» МИхаил Пивоваров                                                      «В пути» Михаил Пивоваров
 
Вся эта непростая история с человеком и вселенной представляется на холстах в плоскостной манере, часто уподобляя живописные произведения М. С. Пивоварова фрескам или пастели. Такой сознательной отход от наглядного живописания в пользу то ли монументальности, то ли, напротив, декоративности, говорит о том, что художник стремится и в исполнении работ перевести наше внимание на суть того, что созерцаем. И суть эта в том, что мироздание частенько обращается к нам, оголяя наше естество («Хочу быть смелым, хочу быть дерзким»). Но сможем ли мы выдержать присутствие чуда («Фокусы»), и ответить вселенной на него?

  
«Хочу быть смелым, хочу быть дерзким» Михаил Пивоваров


«Фокусы» Михаил Пивоваров

Телеграм чат с Rilmark

Продолжая пользоваться чатом
вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.