To English

Синтез времён

Просмотров: 4216
Елена Наследкова
Как известно, всё новое — это хорошо забытое старое. В случае с творчеством Юрия Дырина — это ещё и хорошо забытое старое и специфическое, такое, о чём вы даже и не знали, а узнав, удивились бы. Сегодня народное искусство Мордовии становится актуальным и неисчерпаемым источником для современных художников. Благодаря таким мастерам, как Юрий Дырин, мы можем познакомиться с уникальным миром древнейшей культуры, который предстает в новом и понятном современному человеку амплуа. И не надо ехать за тридевять земель. Всё, как говорится, «под боком».
Как известно, всё новое — это хорошо забытое старое. В случае с творчеством Юрия Дырина — это ещё и хорошо забытое старое и специфическое, такое, о чём вы даже и не знали, а узнав, удивились бы. Сегодня народное искусство Мордовии становится актуальным и неисчерпаемым источником для современных художников. Благодаря таким мастерам, как Юрий Дырин, мы можем познакомиться с уникальным миром древнейшей культуры, который предстает в новом и понятном современному человеку амплуа. И не надо ехать за тридевять земель. Всё, как говорится, «под боком».
Юрий Александрович Дырин родился и вырос в семье лесника в эрзянском селе Кочкурово (Республика Мордовия). Окончил Саранское художественное республиканское училище в 1990 году, потом факультет культурологии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева в 2007. Член Союза художников России с 2003 года.
В юности будущий художник испытывал непреодолимую тягу к народному и исконному. Воспоминания детства, некие сказочные картинки — всё это потом опосредованно вошло в творчество Ю. Дырина. Его работы можно условно разделить на два направления, которые взаимосвязаны друг с другом: этнофутуризм и примитивизм.
 

Этнофутуризм = архаика + современность
Это направление начало активно развиваться в искусстве в конце XX века и переросло от способа выживания национальной культуры в условиях современности до некоего диалога культур. Юрий Дырин в своих работах аккумулирует этнокультурный опыт и порождает собственный мир.
Например, произведение «Девочка-тинейджер» 2003 года изображает архаичное стилизованное лицо девочки (о том, что это девочка свидетельствуют косички), в котором заключено многое. Это и странный фас, формируемый двумя профилями (словно поцелуй, возможно, чаяние, ожидание любви), и обилие узоров и орнаментов¸ и руки как бы заключающие лицо в рамку (это и рамка её весьма сложного портрета, и границы, налагаемые ей же самой на себя).
Или например, «Байкер» (2010), разъезжающий по свету на своем красном мотоцикле, до того испещрённом цветами и узорами, что он больше походит на народную игрушку, чем на ревущий металлический агрегат, ассоциирующийся обычно с экстримом, мужественностью и агрессией.
Да и сам байкер под стать своему байку: радужный расписной персонаж, напрочь отрицающий привычный современному сознанию образ брутального мужика в «косухе» на ревущем мотоцикле.

В этом тоже суть этнофутуризма: герои и предметы безобидны, они совершенно лишены агрессии. Не зря исследователи отмечают толерантность и мягкость в качестве характерных черт этого направления.

Это касается и еще одной интересной особенности персонажей Ю. Дырина: двойные зрачки. В жизни нас бы напугало такое зрелище, а в работах этого живописца подобная деталь — указание на широкое мышление, на удвоенную остроту взгляда, на принадлежность к иным сферам бытия. Персонаж здесь дан в профиль, но имеет два зрачка как в фас, тем самым он как бы развёрнут во всё окружающее его пространство одновременно. Такое «два в одном», являясь авторским знаком, непременно приковывает ваш взгляд и уже не отпускает. Вы снова и снова заглядываете в эти необычные глаза.

Архетипы и герои

Еще одна важная деталь — обращение к звериным архетипичным образам.
В работе «Мамонт» художник представил первобытное животное огромных размеров. Мамонт устойчив и в нём опять же собрано множество всего: он весь из орнаментов, словно из самой земли, это визуализация природной силы. В то время как люди — это условные буквально полупрозрачные человечки. Интересна «народная» трактовка образов у этого художника: герои всегда даны крупным планом на фоне маленьких гор, долин и домиков — герой в центре мироздания, в нём сосредоточен мир.
Пропорции тяжеловесны, а в одном профиле часто читаются и другие профили, его лицо как бы содержит в себе ещё множество лиц, как например в произведении «Художник и ангел» (2003) или «Вечерняя прогулка».
А иногда главный персонаж — это предмет. В этом тоже есть своя этническая традиция, когда предмет выступает как средство коммуникации, он передаёт то, о чём умолчал человек: «Солнечный валенок» (2010). Тем самым, в творчестве Ю. Дырина через этнофутуризм нам является поэтическое восприятие бытия в пространстве магического этнического мира, поэтому каждая картина — это яркое, красочное, пёстрое зрелище, выраженное посредством узорочья и детализации изображения и повышенной декоративности.
 
Примитивизм — мудрость через простоту
Вторая большая группа произведений Ю. Дырина выполнена в стилистике примитивизма, когда художник сознательно упрощает фигуры и предметы, нарушает и укрупняет пропорции, стилизует изображение. Образы этих произведений всегда связаны с природой, а именно действие разворачивается на лоне природы, подчеркивая единство с ней и человека, и зверя, и каждого.
 На автора, безусловно, повлияли «картинки из детства» и то, что Юрий Дырин мог видеть перед собой в моменты становления сознания: живописный мордовский край с его бесконечными лугами, травами и цветами, реками и озерами, сказочными лесами. Это внутреннее чувство красоты вылилось со временем в ряд картин, таких как «Стадо вечернее» (2002), «Снежный лев» (1997), «Лунный вечер» (2012).
Здесь художник непременно использует переходные состояния неба: закат или рассвет. Также при внимательном взгляде в работах вы можете обнаружить множество странностей: то огни на верхушках деревьев, то деревья без корней, возникающие, словно проекция, на избушках, то дикие цвета. Все это указует на то, что художник абсолютно свободно обращается с художественным материалом, уводя нас в мир некоего бессознательного, но прекрасного зрелища.

Телеграм чат с Rilmark

Продолжая пользоваться чатом
вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.